Кто определяет, о чем пойдет разговор?
Нужно ли говорить совершенно все, что приходит в голову?
О чем именно говорить?
Нужно ли говорить только о проблемах, имеет ли значение повседневная жизнь?
См. также «О чем говорить с детским психотерапевтом» (для родителей)
Кто определяет, о чем пойдет разговор
Тему и направление разговора задает клиент, это может быть как конкретная, актуальная проблема, так и сиюминутное переживание, воспоминание, вообще что-то, о чем вам хотелось бы говорить в данный момент, — даже если это на первый взгляд вовсе не связано с определенной проблемой, которую хотелось бы решить. Моя задача — посредством своих вопросов, замечаний, реакций помочь человеку полнее развернуть перед самим собой происходящее в его душе, чтобы человек сам лучше понял и почувствовал, как происходящее с ним в данную минуту и в данный период жизни связано с основными вопросами и проблемами, над которыми мы работаем. Так для движения вперед нужно сперва хорошенько изучить местность, понять, что вас влечет, а чего хотелось бы избежать.
Я могу задавать вам вопросы, но лишь для того, чтобы помочь вам свободно выражать все, что происходит с вами, и чтобы обратить ваше внимание на такие аспекты ваших содержаний, которые, может быть, ускользают от вашего сознания, а со стороны могут быть заметнее. В результате разговора, построенного на таком принципе, человек способен увидеть актуальную проблему в более широком контексте, — обнаружить, что в связи с проблемой в его душе происходит гораздо больше различных сложных и содержательных процессов, чем ему, возможно, казалось. А это значит, что и возможностей и вариантов решения становится тоже больше.
Так что — повторюсь — тему разговора задает клиент. Только полезнее будет, если задавать тон будет не только сознание (оно обычно норовит все упростить и выстроить по линейке), но и вся ваша индивидуальность, — включая телесные, бессознательные, фантазийные и любые другие ее составляющие.
Кинорежиссер Клер Дени сказала в интервью: «Кино способно многие вещи выражать без слов, слова просто не нужны. У нас есть такая пословица: «Говорить — это значит ничего не сказать». Диалоги в фильме важны, но в жизни это чаще всего просто болтовня. Я не люблю, когда психология персонажа раскрывается при помощи диалогов. Пусть говорят о погоде, о том, что дождь идет — но только не о себе».
Применительно к общению с психологом я слышу здесь такую идею: пусть ваше сознание на время снимет с себя ответственность за то, чтобы говорить правильными, продуманными предложениями и сообщать некую точную информацию. Пусть вам захочется в эту минуту сказать, что дождь идет, а потом вдруг перейти к разговору об одной знакомой, которую вспомнили вчера почему-то, а потом вы почувствуете, что устали и голодны, — пусть все это будет высказано, чтобы дать всему, что с вами происходит, высказаться. Так вы увидите картину своей жизни, неподцензурную вашему логическому мышлению.
Еще немного о том, кто и почему определяет направление разговора с психологом >>>
Нужно ли говорить совершенно все, что приходит в голову
Основное правило психоанализа, введенное З.Фрейдом, настаивает на том, чтобы клиент говорил абсолютно все, что приходит ему в голову. Мне кажется, в такой формулировке звучит излишнее принуждение, давление на клиента. Поэтому я скорее предлагаю говорить обо всем, что вы сочтете возможным и необходимым сказать в данный момент, даже если кажется, что пришедшая в голову тема — нечто случайное. И далее я лишь надеюсь, что могу достаточно деликатно принять вашу откровенность, чтобы вы могли почувствовать безопасность и доверие, высказываться свободнее. Такая безопасность и свобода — залог того, что вы сможете лучше и полнее понять себя и свою жизнь во всех проявлениях, найти смысл всего, что с вами происходит, — и обнаружить наилучшее подходящее вам направление для движения дальше.
О чем именно говорить
Понятно, что человек станет говорить прежде всего о том, что его больше всего волнует в данный момент. К этому очевидному наблюдению я бы хотела сделать два дополнения:
* Чтобы разобраться с волнующей вас проблемой, нужно не только сосредоточиться на ней самой, но и увидеть ее на каком-то фоне, в более широком контексте. Поэтому полезно говорить не только конкретной сложности, но и описывать сопутствующие обстоятельства, даже если их связь не очевидна. Например, говоря о бессоннице, важно припомнить, что обычно предшествует ей днем, или перед какими событиями она обостряется, что вы ели и пили в период бессонницы, о чем думали и с кем общались накануне или на следующий день.
* Если дать сознанию бОльшую свободу, не принуждать его сосредотачиваться лишь на главной задаче, оно способно само открыть неожиданные связи, породить творческое решение (как в пословице «Утро вечера мудренее»). Поэтому полезно в разговоре о конкретной теме обращать внимание даже на самые непонятные и неожиданные ассоциации, возникающие по ходу дела. Это может быть ценной информацией для анализа проблемы, обогащать и уточнять картину происходящего. Например, говоря о той же бессоннице, человек вдруг может почему-то подумать об одном недавно увиденном фильме, сюжет которого никак не связан с бессонницей. Обсуждая эту ассоциацию, можно обнаружить, что, например, злоключения главного героя отражают то, о чем клиент на самом деле мучительно и бесплодно думает во время бессонных ночей, — и так ассоциация указывает на причину бессонницы и на то, какие вопросы следует разрешить, чтобы бессонница прошла.
Нужно ли говорить только о проблемах, имеет ли значение повседневная жизнь
Полезно говорить о том, что вас волнует. А волновать могут не только проблемы, но и радости, и хорошие идеи, и удачи, и планы на будущее. В них — как и в проблемах — точно также отражаются наши душевные процессы, и в разговоре о приятных вещах можно так же глубоко понять, что с вами происходит и куда вам двигаться дальше.
Повседневная жизнь ничуть не менее важна, чем воспоминания детства, отношения с супругом, сновидения или телесные симптомы. Ведь даже (а то и прежде всего) в быту мы действуем согласно нашим общим личностным приоритетам, организуем нашу повседневную жизнь на основе наших более общих взглядов на жизнь. Как мы питаемся и одеваемся, по каким маршрутам передвигаемся по городу, предпочитаем ли автомобиль или общественный транспорт — все эти обычные вещи каждый человек делает, вкладывая в это собственный смысл, а не только подчиняясь внешним обстоятельствам.
Зачастую в том, как обустроено наше жилище, мы можем, как в зеркале, увидеть отражение нашего внутреннего пространства, душевного интерьера: уютно ли там, нет ли лишних вещей или мусора, хватает ли простора… Обставили ли вы квартиру по фен-шую или сваливаете вещи кучей в углу, любите ли принимать гостей или прячетесь дома, как моллюск в раковине, — разговор с психологом об этом может помочь вам увидеть со стороны свою жизнь в целом, обнаружить в ней новые возможности, в том числе, в отношении актуальной проблемы.
См. также:
* Когда имеет смысл обратиться к психологу?
* В чем состоит моя работа, и чем личный психолог отличается от друга?
* В чем специфика моей работы, чему я предлагаю уделять больше внимания?
* Какова примерная тематика запросов, с которыми ко мне обращаются?
* Как воспользоваться психологическими услугами, чтобы это пошло вам на пользу? (ссылки на несколько заметок)
* Каковы этические рамки работы психолога?
* Частота, время и длительность встреч с психологом (сессий).
* Общая длительность психологической работы, ожидания, объективные ограничения… Так сколько времени нужно работать?
* Готовиться ли к встрече с психологом заранее (делать ли что-то между сессиями).
* О чем говорить во время встречи с психологом.
* «А насколько часто встречаются люди, которые проходят весь путь психотерапии от начала до конца и потом перестают вообще нуждаться в помощи специалиста? Много ли таких попадалось вам за время практики? И какой метод, на ваш взгляд, самый эффективный?» — спросил меня однажды знакомый.
* Как выбрать психолога? Критерии объективные, субъективные… Чему верить?
* Анонимность, конфиденциальность, тайна психологической помощи… А пожаловаться?
* Как помогает психотерапия. Время и место.