Что такое детская психотерапия
О чем говорить с детским психотерапевтом
*****
Детская психотерапия и помощь родителям
Оргвопросы
Возможные запросы и проблемы
О вас и о вашем ребенке
Обо мне
*****
Детская психотерапия и помощь родителям
Детская психотерапия — это способ помощи вашему и ребенку и вам. В чем именно? Ведь проблемы в жизни бывают разные — социальные, материальные, медицинские, воспитательные и прочие. Психолог помогает в проблемах психологических — то есть связанных с душевными процессами и состояниями, с чувствами, переживаниями, мыслями и поведением. Когда они решаются, то и прочие проблемы становятся легче.
Встречи с детским психологом, то есть нейтральным лицом, не членом семьи, помогают ребенку свободнее выразить себя, и его психика более активно включает процессы саморегуляции, самоисцеления. Для этого детский психотерапевт применяет простые, проверенные и надежные средства работы с детьми — прежде всего это игра. В кабинете есть все, чтобы ребенок мог свободно играть, а психолог смог бы понять смысл происходящего с ребенком. В условиях карантина (самоизоляции) этому же служат встречи он-лайн — видеозвонком в Скайпе или Вотсапе, например.
Время от времени мы также встречаемся с родителями, чтобы лучше разобраться в ситуации ребенка, вместе найти способы помочь ему справиться с трудностями. Работа должна идти регулярно: например, ребенка вы (или ваша няня, или кто-то из родных) приводите дважды в неделю, а сами приходите на отдельную встречу с психологом раз в 2-4 недели (после каждых четырех встреч с ребенком). То же относится к работе в дистанционном формате, по интернету. Опыт детских психотерапевтов показывает, что полезной может оказаться даже одна встреча, а самый глубокий и долгосрочный эффект дает длительная работа, от полугода.
Несколько подробнее о детской психотерапии можно прочитать здесь.
Вот что о детской психотерапии говорится на сайте Ассоциации детских психотерапевтов (ACP, Лондон):
«Детские и подростковые психотерапевты занимаются пониманием сложной эмоциональной жизни младенцев, детей, молодых людей, семей и опекунов с глубинной точки зрения. Это психоаналитический подход, который стремится видеть большее за внешними проявлениями проблемных эмоций, поведения или отношений. Это помогает детям и подросткам и их семьям понимать себя и свои сложности. Детские и подростковые психотерапевты обучены тщательно наблюдать за детьми и молодыми людьми и откликаться на различные формы коммуникации, которые возникают в поведении и игре. Высокий уровень подготовки позволяет им устанавливать и поддерживать отношения с детьми и молодыми людьми, чьи сложности появились давно, вызвали серьезные нарушения и даже мешают им получать обычную помощь и пользоваться различными жизненными возможностями.
Детские и подростковые психотерапевты могут встречаться с детьми и молодыми людьми индивидуально, а также вместе с членами их семей. Также возможны другие формы работы — консультации для родителей, семей и опекунов, их обучение, а также обучение других профессионалов, работающих с детьми, молодежью и семьями. Цель такого консультирования и обучения — поддержка более глубокого понимания того, в каком направлении развивается ребенок».
Оргвопросы
Уважаемые родители, консультации только по предварительной записи (+79852101014, juliana.puchkova@gmail.com).
Свободные слоты для регулярных консультаций на сентябрь 2024 г.
- понедельник: 11.00
- вторник: 14.00
- среда: 16.00, 17.00
- четверг: 10.00, 11.00 и 12.00
- пятница 13.00
Если вам не подходит ни один из свободных часов, возможна запись в лист ожидания (juliana.puchkova@gmail.com).
Длительность встречи
* индивидуальная встреча (с ребенком / подростком) — 50 минут;
* первичная и заключительная консультация для родительской пары, семьи — 1 ч 20 минут.
Знакомство: диагностическая схема
* Индивидуальная работа с детьми / подростками:
а) Диагностический этап (ассессмент), обязательный начальный этап. В него входят:
1. Предварительное интервью с родителями (1 встреча, 1 ч 20 минут) — знакомство и предварительное обсуждение имеющихся проблем, а также прояснение сопутствующих обстоятельств, целей обращения и уместности психотерапии.
2. Диагностические встречи с ребенком (3 встречи по 50 минут) — мои пробные сессии с ребенком для того, чтобы составить представление о его состоянии и сделать выводы о том, какая именно помощь ему нужна и чем могу помочь я.
3. Стратегическая консультация с родителями по итогам ассессмента (1 встреча, 1 ч 20 минут) — наше с вами совместное уточнение ситуации, проблем и возможных способов решения, мои первичные выводы и рекомендации (в том числе о необходимости консультации с врачами и другими специалистами), а при необходимости по результатам ассессмента — договоренность о моей дальнейшей работе с ребенком и семьей.
Оплата ассессмента может делаться как сразу целиком, так и частями.
б) Этап регулярной работы, если по итогам ассессмента мы с родителями приходим к решению о необходимости моей дальнейшей работы с ребенком:
— регулярные встречи с ребенком (1–3 раза в неделю, по 50 минут);
— параллельные консультации с родителями (не реже чем раз в 2 месяца, по 50 минут).
* Снижение гонорара возможно в отдельных случаях, число мест для работы на льготных условиях ограничено.
* Летний перерыв в работе — календарный август.
* Работа по скайпу возможна с детьми школьного возраста и старше. Это выход, если семья живет в стране, где трудно найти русскоговорящего психолога, а также на время карантина в связи с пандемией коронавируса и другими особыми обстоятельствами.
* Родительские консультации также могут проходить онлайн — даже без встреч психолога с ребенком. Это так называемый формат parent work, практикуемый в Великобритании, например: консультации для родителей по вопросам их отношений с ребенком.
Очные консультации (когда они возможны в условиях борьбы с пандемией) проходят в кабинете недалеко от станции метро «Аэропорт» — пешком 12–15 минут.
Возможные запросы и проблемы
Я работаю с детьми:
* от 3 лет;
* без диагностированной задержки психического развития;
* при отсутствии медицинских противопоказаний — например, нарушений кожного покрова, из-за которых ребенку нельзя брать игрушки и играть с песком;
* при отсутствии тяжелого психического заболевания, диагностированного врачом.
Предметом работы могут быть последствия психической травмы, неврозы, психосоматические проблемы. Глубокие психологические сложности могут проявляться по-разному — это и эмоциональные проблемы (замкнутость, боязливость, агрессивность), сложности со сном, уроками, забывчивостью; проблемы в отношениях с другими детьми (в садике, школе); непослушание, неуправляемость и тому подобное.
Встречи с ребенком — 1—3 раза в неделю в зависимости от вашей возможности и моего расписания; для дошкольников — 2-3 раза в неделю предпочтительно. Длительная аналитическая работа подразумевает регулярные встречи с ребенком (от 30 встреч, от 1 года) плюс периодически наше общение с родителями, примерно раз в два месяца.
Возможные поводы для обращения:
* Ситуативные: в семье происходят серьезные перемены, и вы хотите убедиться, что ребенок нормально справляется с ситуацией (или уже заметили, что не справляется, заметно изменился). Переезд или эмиграция, развод или новый брак, рождение братьев/сестер или смерть родственника — в подобных обстоятельствах профилактический визит к детскому психологу может помочь заметить и скорректировать потенциальные проблемы. Консультация поможет и родителям в сложный момент.
* Невротические: необъяснимые или неадекватные обстоятельствам изменения / ухудшения в состоянии или поведении ребенка. В том числе психосоматические явления / симптомы, для которых не было обнаружено внятной медицинской причины и не найдено лечения.
Это могут быть:
* Поведенческие проблемы: вы замечаете за ребенком непослушание, грубость — или наоборот, скованность, пассивность. Беспокоят неряшливость и рассеянность, или усилились и обращают на себя внимание замкнутость и странность.
* Эмоциональные проблемы: страхи, застенчивость, подавленность, бесчувствие.
* Проблемы в отношениях: ни с кем не дружит, не может за себя постоять, не доверяет даже родителям, раздает вещи и деньги, боится старших или кого-то определенного (в семье, в школе).
* Телесные / психосоматические явления: неприятные, но не имеющие медицинского объяснения состояния или расстройства, а также неясные, вредные или опасные симптомы, привычки, повторяющиеся «случайности» (падения, синяки и т.д.).
Жалобы воспитателей, обратную связь от учителей, рекомендации врачей, а в первую очередь собственные сомнения можно разделить с детским психотерапевтом-аналитиком. Вместе мы составим общую картину происходящего и выработаем согласованную стратегию работы. При необходимости я порекомендую вам обратиться к специалистам других направлений (врачам и коллегам-психологам той или иной специализации).
Одна из составляющих детской психотерапии — регулярные (раз в 2 месяца) родительские консультации, на которых мы обмениваемся впечатлениями за прошедший период, задаемся новыми вопросами, корректируем общие усилия.
Иногда полезной оказывается параллельная работа: один психолог работает с ребенком, другой — с родителями (parent work, обычно 1 раз в 2-3 недели). В других случаях эффективнее собственная индивидуальная психотерапия для родителя со взрослым психотерапевтом-аналитиком. В каждом случае подходит свой формат, и все это мы также можем обсуждать на родительских встречах.
Как минимум одна встреча должна быть с присутствием обоих родителей (даже если один из них живет отдельно) и всех взрослых, с которыми ребенок живет совместно (новые супруги разведшихся родителей, бабушки и дедушки, совершеннолетние братья / сестры и т.д.). Если это никак не получается организовать, то хотя бы возможность каждому из них пообщаться с детским психологом отдельно, в свой день. Это необходимо для составления полной картины семейной системы, в которой живет и взаимодействует ребенок.
О вас и о вашем ребенке
* Никто не знает его / ее так, как знаете вы, и никто не может быть ближе. Отношения родителя и ребенка — самые тесные и глубокие. Поэтому в некоторые сложные для него и для вас периоды полезен взгляд со стороны, возможность для каждого из вас побыть с собой, отдельно, разобраться со своими переживаниями. Эту возможность дают психотерапевты: удачное и эффективное сочетание — когда мама/папа работает со своим психотерапевтом, а ребенок со своим.
* Мы все — дети своих родителей. Мне много приходится работать со взрослыми клиентами, у которых есть дети. А также с теми, кто, уже будучи взрослыми, хотят разобраться со своими отношениями с родителями. В нашем родительстве, в его проблемах и вопросах всегда так или иначе звучат голоса нашего собственного детства, фигуры наших собственных мамы, папы, дедушек и бабушек, братьев и сестер. И невозможно помочь отдельно ребенку, не учитывая весь этот большой контекст семьи, в которой он появился, где он живет и чьи психологически модели наследует. Поэтому нам с вами полезно будет, думая о помощи вашему ребенку, думать также о том, что происходит или происходило в семье в целом (даже если старшего поколения уже нет в живых, или с ними нет постоянного общения).
* Ребенок еще только становится сознательным человеком, и в детской психике пока преобладают бессознательные, неуправляемые, стихийные процессы. По мере взросления они уступят больше места сознанию и саморегуляции. А пока его бессознательное — это и источник роста личности, и потенциал будущего жизненного пути, и очень чуткое зеркало, по-своему улавливающее и отражающее то, что не чувствуем или не замечаем мы, взрослые, даже самые близкие. Проблемы, возникшие у ребенка — будь то непослушание и грубость, застенчивость и пугливость, неряшливость и рассеянность или замкнутость и странность, — это шанс для всей семьи в целом наконец обратить внимание на то, что беспокоит всех и важно для всех в семье. Поэтому говоря о том, что проблемы есть у ребенка, полезно их рассматривать и как индикатор, важную подсказку о том, в чем нуждаетесь вы сами и какие насущные вопросы отношений теперь смогут быть как-то сдвинуты с мертвой точки.
* Ваш ребенок — ваш. И в то же время он сам по себе, как говорил дядя Федор в мультфильме: «Я сам по себе мальчик, свой собственный». У него своя неповторимая комплектация — предпочтений, задатков, способностей, черт характера. С одной стороны дочь или сын во многом зависят от родителей и обстановки в семье, с другой — каждый человек уникален и по-своему проживает свою жизнь. Родители двух и более детей подтвердят: каждый ребенок — отдельный, другой человек. Поэтому психологическая работа с ребенком и родителями ставит своей целью не подогнать ребенка под некие стандарты, а раскрыть его индивидуальность со всеми сильными и слабыми сторонами, а главное — помочь семье найти общий язык с новым маленьким человеком.
Обо мне
Более чем десятилетний опыт психотерапевтической работы в аналитическом подходе — то есть с учетом бессознательных процессов как питательной почвы человеческой психики и сознания в целом. Дополнительно с 2017 года повышаю квалификацию в детской психотерапии психоаналитическом направлении.
Основные методы, на которые я ориентируюсь в работе, — аналитическая психология (юнгианский анализ) и кляйнианский анализ, включая анализ сновидений и песочную терапию (Sandplay therapy).
* Детский аналитический психотерапевт.
— Выпускница программы Тэвистокского фонда (The Tavistock and Portman NHS Foundation Trust, Лондон) «Понимание бессознательной коммуникации у детей и подростков», куратор — Dr. Alessandra Cavalli, SAP, London, организатор — Ассоциация детского психоанализа (АДП). Программа включала в себя еженедельные консультации с супервизором по работе с детьми и подростками, а также методические семинары в течение года.
— Участница обучающего проекта «Наблюдение за младенцами» (Infant Observation) по методу Эстер Бик (2018–2021). Метод используется в Тавистокской клинике (The Tavistock and Portman NHS Foundation Trust, Лондон) с 1948 года как обязательная часть системы подготовки детских психотерапевтов, а в настоящее время используется и для обучения аналитиков, работающих со взрослыми. Ведущие: Мария Кондратчик и Елена Кошелева (АДП).
— Участница регулярной супервизионной группы по анализу детских случаев под руководством Елизаветы Молостовой (IAAP, РОАП, ОППЛ, ISST).
— Участница теоретико-супервизионного курса по детской аналитической психологии (2020 г) под руководством Елизаветы Молостовой (IAAP, РОАП, ОППЛ, ISST).
— Супервизанд высококвалифицированных детских аналитиков, работающих в России и Великобритании.
— Участница в программе «Теория психосексуальности З. Фрейда. Французская психоаналитическая школа» (2019-2022) Э.Р. Тришкиной (ИППиП).
— Участница семинаров и конференций по детскому анализу и терапии под руководством европейских аналитиков и супервизоров (с 2017 года по настоящее время), в частности, по темам «Пищевые расстройства», «Работа с родителями», «Психосоматические расстройства», «Самоповреждение у подростков», «Блокированная маскулинность», «Абьюзивный сценарий» и др.
* Песочный терапевт.
— Участница Российского общества Сэндплей-терапии,
— Преподавательница в годовой обучающей программе для психологов «Юнгианская песочная терапия (Sandplay). Поиск пути индивидуации» (с 2014 г).
— Выпускница обучающей программы Международного общества песочной терапии (ISST, 2018-2019).
Песочная терапия — метод в рамках юнгианского подхода, давно зарекомендовавший себя в работе с эмоциональными и поведенческими проблемами у детей, подростков и взрослых людей. Это сочетание игровой и аналитической терапии, доставляющее удовольствие играющему и дающее ему возможность выразить и переработать сложные переживания, открыть новые пути проживания проблемного опыта.
Уважаемые родители, консультации только по предварительной записи (+79852101014, juliana.puchkova@gmail.com).