Родителям

Что такое детская психотерапия

О чем говорить с детским психотерапевтом

*****

Детская психотерапия и помощь родителям
Оргвопросы
Возможные запросы и проблемы
О вас и о вашем ребенке
Обо мне

*****

Детская психотерапия и помощь родителям

Детская психотерапия — это способ помощи вашему и ребенку и вам. В чем именно? Ведь проблемы в жизни бывают разные — социальные, материальные, медицинские, воспитательные и прочие. Психолог помогает в проблемах психологических — то есть связанных с душевными процессами и состояниями, с чувствами, переживаниями, мыслями и поведением. Когда они решаются, то и прочие проблемы становятся легче.
Встречи с детским психологом, то есть нейтральным лицом, не членом семьи, помогают ребенку свободнее выразить себя, и его психика более активно включает процессы саморегуляции, самоисцеления. Для этого детский психотерапевт применяет простые, проверенные и надежные средства работы с детьми — прежде всего это игра. В кабинете есть все, чтобы ребенок мог свободно играть, а психолог смог бы понять смысл происходящего с ребенком.
Время от времени мы также встречаемся с родителями, чтобы лучше разобраться в ситуации ребенка, вместе найти способы помочь ему справиться с трудностями. Работа должна идти регулярно: например, ребенка вы (или ваша няня, или кто-то из родных) приводите дважды в неделю, а сами приходите на отдельную встречу с психологом раз в 1-2 месяца. Опыт детских психотерапевтов показывает, что полезной может оказаться даже одна встреча, а самый глубокий и долгосрочный эффект дает длительная работа, от полугода.

Несколько подробнее о детской психотерапии можно прочитать здесь.

Вот что о детской психотерапии говорится на сайте Ассоциации детских психотерапевтов (ACP, Лондон):

«Детские и подростковые психотерапевты занимаются пониманием сложной эмоциональной жизни младенцев, детей, молодых людей, семей и опекунов с глубинной точки зрения. Это психоаналитический подход, который стремится видеть большее за внешними проявлениями проблемых эмоций, поведения или отношений. Это помогает детям и подросткам и их семьям понимать себя и свои сложности. Детские и подростковые психотерапевты обучены тщательно наблюдать за детьми и молодыми людьми и откликаться на различные формы коммуникации, которые возникают в поведении и игре. Высокий уровень подготовки позволяет им устанавливать и поддерживать отношения с детьми и молодыми людьми, чьи сложности появились давно, вызвали серьезные нарушения и даже мешают им получать обычную помощь и пользоваться различными жизненными возможностями.

Детские и подростковые психотерапевты могут встречаться с детьми и молодыми людьми индивидуально, а также вместе с членами их семей. Также возможны другие формы работы — консультации для родителей, семей и опекунов, их обучение, а также обучение других профессионалов, работающих с детьми, молодежью и семьями. Цель такого консультирования и обучения — поддержка более глубокого понимания того, в каком направлении развивается ребенок».

Оргвопросы

Уважаемые родители, консультации только по предварительной записи (+7 985 210 10 14, juliana.puchkova@gmail.com).

Запись в этом сезоне (до августа 2019 года) возможна на понедельник, вторник и четверг. Сейчас для детской психотерапии свободно время:

  • понедельник: 9.00, 10.00, 11.00, 17.00, 18.00, 19.00 или 20.00.
  • вторник: 18.00 и 20.00.
  • четверг: 15.00.

Для родительских встреч (раз в 2 месяца) с родителями ребенка, находящего у меня в терапии, возможно время в выходные дни.

Длительность:
— индивидуальная встреча с клиентом — 50 минут,
— предварительные интервью с родителями детей и подростков (без ребенка, 2–3 встречи) — 1 ч 20 мин.

Стоимость встречи в работе с детьми / подростками:
— предварительное интервью с родителями (без ребенка, 1 ч 20 мин) — 3500 рублей.
— диагностические встречи с ребенком (2–3 встречи) — 3500 рублей.
— регулярные встречи с ребенком (1–3 раза в неделю) — 2500 рублей.
— периодические консультации с родителями (раз в 2 месяца) — 3000 р / встреча.

Консультации проходят в кабинете недалеко от станции метро «Китай-город» — пешком 10–15 минут (студия «Хитровка»). Также удобно доехать от ст. м. «Чистые пруды»/ «Тургеневская», «Новокузнецкая»/ «Третьяковская», «Павелецкая» и «Тульская» на трамваях № 3, 39 и «А».

Возможные запросы и проблемы

Я работаю с детьми:
* от 4 до 18 лет;
* без диагностированной задержки психического развития;
* при отсутствии медицинских противопоказаний — например, нарушений кожного покрова, из-за которых ребенку нельзя брать игрушки и играть с песком;
* при отсутствии тяжелого психического заболевания, диагностированного врачом.

Предметом работы могут быть последствия психической травмы, неврозы, психосоматические проблемы. Глубокие психологические сложности могут проявляться по-разному — это и эмоциональные проблемы (замкнутость, боязливость, агрессивность), сложности со сном, уроками, забывчивостью; проблемы в отношениях с другими детьми (в садике, школе); непослушание, неуправляемость и тому подобное.

Встречи с ребенком — 1—3 раза в неделю (в зависимости от вашего желания и возможности; для дошкольников — 2-3 раза в неделю предпочтительно). Длительная аналитическая работа подразумевает регулярные встречи с ребенком (от 30 встреч, от 1 года) плюс периодически общение с родителями, примерно раз в два месяца.

Возможные поводы для обращения:

* Ситуативные: в семье происходят серьезные перемены, и вы хотите убедиться, что ребенок нормально справляется с ситуацией (или уже заметили, что не справляется, резко изменился). Переезд или эмиграция, развод или новый брак, рождение братьев/сестер или смерть родственника — в подобных обстоятельствах профилактический визит к детскому психологу может помочь заметить и скорректировать потенциальные проблемы. Консультация поможет и родителям в сложный момент.
* Невротические: необъяснимые или неадекватные обстоятельствам изменения / ухудшения в состоянии или поведении ребенка. В том числе психосоматические явления / симптомы, для которых не было обнаружено внятной медицинской причины и не найдено лечения.

Это могут быть:
* Поведенческие проблемы: вы замечаете за ребенком непослушание, грубость — или наоборот, скованность, пассивность. Беспокоят неряшливость и рассеянность, или усилились и обращают на себя внимание замкнутость и странность.
* Эмоциональные проблемы: страхи, застенчивость, подавленность, бесчувствие.
* Проблемы в отношениях: ни с кем не дружит, не может за себя постоять, не доверяет даже родителям, раздает вещи и деньги, боится старших или кого-то определенного (в семье, в школе).
* Телесные / психосоматические явления: неприятные, но не имеющие медицинского объяснения состояния или расстройства, а также неясные, вредные или опасные симптомы, привычки, повторяющиеся «случайности» (падения, синяки и т.д.).

Жалобы воспитателей, обратную связь от учителей, рекомендации врачей, а в первую очередь собственные сомнения можно разделить с детским психотерапевтом-аналитиком. Вместе мы создадим общую картину происходящего и выработаем согласованную стратегию работы. При необходимости я порекомендую вам обратиться к специалистам других направлений (врачам и коллегам-психологам той или иной специализации).

Одна из составляющих детской психотерапии — регулярные (раз в 2 месяца) родительские консультации, на которых мы обмениваемся впечатлениями за прошедший период, задаемся новыми вопросами, корректируем общие усилия.

Иногда полезным оказывается параллельная работа: один психолог работает с ребенком, другой — с родителями (parent work, обычно 1 раз в 2-3 недели). В других случаях эффективнее собственная индивидуальная психотерапия для родителя со взрослым психотерапевтом-аналитиком. В каждом случае подходит свой формат, и все это мы также можем обсуждать на родительских встречах.

О вас и о вашем ребенке

* Никто не знает его/ее так, как знаете вы, и никто не может быть ближе. Отношения родителя и ребенка — самые тесные и глубокие. Поэтому в некоторые сложные для него и для вас периоды полезен взгляд со стороны, возможность для каждого из вас побыть с собой, отдельно, разобраться со своими переживаниями. Эту возможность дают психотерапевты: удачное и эффективное сочетание — когда мама/папа работает со своим психотерапевтом, а ребенок — со своим.

* Мы все — дети своих родителей. Мне много приходится работать со взрослыми клиентами, у которых есть дети. А также с теми, кто, уже будучи взрослыми, хотят разобраться со своими отношениями с родителями. В нашем родительстве, в его проблемах и вопросах всегда так или иначе звучат голоса нашего собственного детства, фигуры наших собственных мамы, папы, дедушек и бабушек, братьев и сестер. И невозможно помочь отдельно ребенку, не учитывая весь этот большой контекст семьи, в которой он появился, где он живет и чьи психологически модели наследует. Поэтому нам с вами полезно будет, думая о помощи вашему ребенку, думать также о том, что происходит или происходило в семье в целом (даже если старшего поколения уже нет в живых, или с ними нет постоянного общения).

* Ребенок еще только становится сознательным человеком, и в детской психике пока преобладают бессознательные, неуправляемые, стихийные процессы. По мере взросления они уступят больше места сознанию и саморегуляции. А пока его бессознательное — это и источник роста личности, и потенциал будущего жизненного пути, и очень чуткое зеркало, по-своему улавливающее и отражающее то, что не чувствуем или не замечаем мы, взрослые, даже самые близкие. Проблемы, возникшие у ребенка — будь то непослушание и грубость, застенчивость и пугливость, неряшливость и рассеянность или замкнутость и странность, — это шанс для всей семьи в целом наконец обратить внимание на то, что беспокоит всех и важно для всех в семье. Поэтому говоря о том, что проблемы есть у ребенка, полезно их рассматривать и как индикатор, важную подсказку о том, в чем нуждаетесь вы сами и какие насущные вопросы отношений теперь смогут быть как-то сдвинуты с мертвой точки.

* Ваш ребенок — ваш. И в то же время он сам по себе, как говорил дядя Федор в мультфильме: «Я сам по себе мальчик, свой собственный». У него своя неповторимая комплектация — предпочтений, задатков, способностей, черт характера. С одной стороны дочь или сын во многом зависят от родителей и обстановки в семье, с другой — каждый человек уникален и по-своему проживает свою жизнь. Родители двух и более детей подтвердят: каждый ребенок — отдельный, другой человек. Поэтому психологическая работа с ребенком и родителями ставит своей целью помочь развиться индивидуальности и помочь семье найти общий язык с новым маленьким человеком.


Обо мне

Более чем десятилетний опыт психотерапевтической работы в аналитическом подходе — то есть с учетом бессознательных процессов как питательной почвы человеческой психики и сознания в целом. Дополнительно с 2017 года участвую в обучающей программе повышения квалификации детских психотерапевтов в психоаналитической традиции.

Основные меты, на которые я ориентируюсь в работе, — аналитическая психология (юнгианский анализ) и кляйнианский анализ, включая анализ сновидений и песочную терапию (Sandplay therapy).

* Детский аналитический психотерапевт.

— Выпускница программы Тэвистокского фонда «Понимание бессознательной коммуникации у детей и подростков», куратор — Dr. Alessandra Cavalli, SAP, London, организатор — Ассоциация детского психоанализа. Программа включала в себя еженедельные консультации с супервизором по работе с детьми и подростками, а также методические семинары в течение года.

— Участник обучающего проекта «Наблюдение за младенцами» (Infant Observation) по методу Эстер Бик (2018–2021). Метод используется в Тавистокской клинике (The Tavistock and Portman NHS Foundation Trust, Лондон) с 1948 года как обязательная часть системы подготовки детских психотерапевтов, а в настоящее время используется и для обучения аналитиков, работающих со взрослыми. Ведущие: Мария Кондратчик, Елена Кошелева.

— Супервизанд высококвалифицированных детских аналитиков, работающих в России и Великобритании.

— Участница семинаров по детскому анализу и терапии под руководством европейских аналитиков и супервизоров (с 2017 года по настоящее время).


* Песочный терапевт.

— Член Российского общества Сэндплей-терапии,

— Преподаватель в годовой обучающей программе для психологов «Юнгианская песочная терапия (Sandplay). Поиск пути индивидуации».

— Участница обучающей программы Международного общества песочной терапии (ISST).

Песочная терапия
— метод в рамках юнгианского подхода, давно зарекомендовавший себя в работе с эмоциональными и поведенческими проблемами у детей, подростков и взрослых людей. Это сочетание игровой и аналитической терапии, доставляющее удовольствие играющему и дающее ему возможность выразить и переработать сложные переживания, открыть новые пути проживания проблемного опыта.


Уважаемые родители, консультации только по предварительной записи (+7 985 210 10 14, juliana.puchkova@gmail.com).

Добавить комментарий