Что такое детская психотерапия

Аналитическая психотерапия с детьми

В своей работе аналитического психолога я ориентируюсь на парадигму глубинной психологии, для которой важно прояснить отношения между сознательной и бессознательной сферами личности. Для детей начиная с довольно раннего возраста (примерно когда ребенок начинает говорить) такая психотерапевтическая работа может быть полезна, потому что это период, когда начинается формирование его сознания и личности.

Аналогично работе со взрослым клиентом психотерапия с ребенком проводится в индивидуальном формате. Это означает, что проводятся регулярные встречи в кабинете психолога, каждая встреча длится 45–50 минут, и проходят они от одного до трех раз в неделю (в зависимости от возможностей и желания родителей по согласованию с психотерапевтом).

Кабинет для психотерапевтической работы

Оборудование кабинета обычно включает в себя удобную мебель (кресла, стулья, рабочий стол), а главное — игрушки, необходимые для ребенка. Есть две основные традиции в этом вопросе — toy box и toy shop. Первая — это «ящик с игрушками», когда ребенку выдается строго ограниченный набор предметов, с которыми он может делать все что угодно. Вторая традиция — это широкий выбор игрушек самых разных видов, от мелких паззлов до больших мягких игрушек.
Обычно ко второй традиции относятся кабинеты, оборудованные для юнгианской песочной терапии (Сэндплей-терапии), — в такой набор оборудования входят два деревянных или пластиковых лотка с песком (сухим и влажным), дополнительная вода в небьющихся емкостях и коллекция миниатюрных фигурок. Фигурки представляют по возможности все, что может прийти в голову ребенку — от реалистичных машинок и зданий до фантастических зверей и растений и просто непонятных предметов-загадок. Из таких миниатюр ребенок может строить композиции на песке.
В оборудование кабинета для детской аналитической терапии входят и обычные игрушки, которые можно встретить в каждом доме, в том числе добрые и злые маски, мягкие палки для шутливых баталий, мячи, пирамидки и настольные игры — все, что может быть интересно детям разного возраста, включая подростков.

Причины и цели терапии

Нам как родителям часто бывает не по себе, когда возникают проблемы с ребенком. Хочется верить, что все пройдет, что это случайность или просто проявления лени, недостаточного воспитания, вредность, каприз и тому подобное. Однако если мы доверяем своей интуиции, что-то в нас говорит: пожалуй, стоит присмотреться внимательнее, здесь что-то не так. Пусть даже пока непонятно, что именно. И если на время отложить в сторону привычные родительские реакции и приглядеться к происходящему, то можно выявить психологическую проблему у ребенка. Например, вместе того, чтобы повторять в сотый раз «Давай быстрее, что ты копаешься», посмотреть, на что ребенок отвлекается или почему на самом деле не хочет идти туда, куда мы его тащим. Или вместо попыток наладить отношения между братьями и опять пытаться научить их «все решать миром» увидеть, что у одного из них агрессия повышена постоянно, и что ребенок несчастлив и напряжен. Не торопясь с выводами («да он просто хулиган», «лентяй и все тут»), можно избежать ухудшения отношений и оставить шанс на взаимопонимание, доверие, открытость — а значит и на решение проблемы в корне.
Поэтому если вы видите, что у ребенка есть поведенческие проблемы или проблемы с характером, которые мешают жить прежде всего ему самому (а во вторую очередь уже и вам, и другим окружащим), это повод обратиться к детскому психотерапевту. И другой случай, когда это полезно, — более очевидный: когда жалуются учителя и рекомендуют врачи, когда происходят драматические перемены в семье или они только планируются. Ребенку понадобятся силы, чтобы справиться и адаптироваться к переменам и новым требованиям, поэтому ему и вам самим пригодится помощь детского психотерапевта, а также при необходимости врачей.
Итоги детской психотерапии — вопрос очень важный и неоднозначный. У родителей есть свое представление о том, что должно произойти с ребенком, у ребенка — свое, у психотерапевта — третье. Приоритетом всегда является личность ребенка, ее развитие, причем по индивидуальному сценарию, даже если он не укладывается в ожидания взрослых. В результате хорошей психотерапии ребенок обретает мир с собой, с близкими и с окружающим миром, ему открывается естественная дорогая развития. Как именно это выражается — у каждого это происходит по-своему, но в целом можно сказать так: ребенку становится интереснее и легче жить, и точно также становится его родителям.

Процесс терапии

Встречи с родителями

В традиции детской психотерапии обязательны регулярные встречи с родителями — в виде консультаций или бесед, а в отдельных случаях в форме совместных встреч вместе с ребенком, на которых психотерапевт может наблюдать за взаимодействием ребенка и родителей. Важно, чтобы на родительский встречи приходил не только один родитель, а оба, даже в случае так называемой неполной семьи, где родители разведены. Если ребенка воспитывает один из родителей и, например, бабушка, то ее присутствие на такой встрече тоже было бы желательно.
Удобен и эффективен такой формат, при котором с ребенком работает один специалист (1-3 раза в неделю), а с родителями другой (раз в 2-3 недели). Работа с ребенком проходит в формате психотерапии, то есть внимание обращается на бессознательные процессы, делаются глубокие интерпретации отношений между ребенком и терапевтом. Работа с родителями же идет в формате консультаций, то есть без обращения к бессознательному, а в виде бесед о том, какие у родителей есть сложности, с чем они связаны и как с ними можно справиться. Часто в российской практике оба формата работы ведет один и тот же специалист, но это скорее вынужденная мера, когда трудно договориться с коллегами в связи с нехваткой времени или финансовыми сложностями родителей. Лучший же вариант — вот такой параллельный процесс: один психотерапевт для ребенка, другой — для работы с родителями. Два специалиста обмениваются информацией, совместно стараются понять происходящее в семье и с ребенком и вместе вырабатывают способы помощи.
Дополнительно к этому родители могут (скажем, раз в 3 месяца) встречаться и с детским психотерапевтом, который работает с их ребенком, чтобы задать свои вопросы, что-то узнать.
Регулярные родительские встречи имеют несколько целей. Во-первых, у родителей накапливаются какие-то вопросы, во-вторых полезно, чтобы они делились текущими наблюдениями — как меняется состояние ребенка в течение аналитической работы, какие возникают или исчезают явления, изменения, симптомы. Кроме того, важно держать детского психотерапевта в курсе событий в семье, — например, один из родителей уволился с работы или заболел, или приехали погостить родственники, или кому-то предстоит госпитализация или длительная командировка. Все эти моменты могут влиять на состояние ребенка и ход работы с ним. Особенно это относится к предстоящим длительным каникулам и другим перерывам в работе: ребенку и психотерапевту важно заранее иметь возможность обсудить перерыв и, возможно, попрощаться и завершить какие-то внутренние процессы, чтобы завершение работы не стало лишней травмой для ребенка.

Встречи с ребенком

Частота встреч с ребенком в детской / подростковой психотерапии — от одного до 3 раз в неделю, это наиболее реалистичный формат (в практике некоторых стран есть встречи и 4–5 раза в неделю). Чем младше ребенок, тем чаще должны быть встречи, так как маленькая личность еще не в состоянии долго удерживать непрерывность процесса при встречах раз в неделю. А подросткам (от 11 лет) частота раз в неделю вполне подойдет.
Аналитическая детская психотерапия отличается от других подходов тем, что в фокусе внимание оказывается не отдельный симптом, способность или качество ребенка, а вся его личность — человек в целом. Поэтому, в частности, это длительный вид терапии, от нескольких месяцев до нескольких лет. Это своеобразное сопровождение ребенка — параллельное его обычному взрослению с родителями. Фактически такая терапия целенаправленно способствует разворачиванию, раскрытию истинной личности ребенка — такой, какой ее задумала природа, без давления общественных ожиданий или медицинских проблем. С другой стороны, аналитическая детская психотерапия способствует эффективной социализации ребенка, потому что дает ему опыт гибкости и опоры на самого себя, способности творчески и свободно обращаться с любыми неизвестными обстоятельствами.
Всем этим замечательным вещам ребенок учится в игре. Это могут быть просто фантазийные сюжетные игры с участием игрушек, а может быть свободное рисование, сочинение и рассуждение вслух, а также создание композиций на песке. Ведь для аналитического психолога детская игра — это главный и основной процесс, в котором разворачивается и исцеляется детская индивидуальность. Особый случай — травматические переживаний, которые произошли в судьбе ребенка, работа с ними требует особо квалификации психотерапевта. «В аналитической работе с такими пациентами должны быть использованы более мягкие техники, чем интерпретации и реконструкции. Много внимания должно быть уделено созданию безопасного пространства, в котором материал бессознательного может быть проработан в игровой манере.» (В.И. Андреева)

Роль психотерапевта

Почему игра в кабинете детского психотерапевта обладает такими свойствами? Потому что она организована и проходит в определенных — хоть и очень простых условиях. Никто не задает правила (кроме простейших правил безопасности), нет соперников, нет учителей или воспитателей, а также других взрослых, которым хочется направить и поправить ребенка. Нет родителей, к которым ребенок по-особому привязан. Детский психотерапевт проходит специальную подготовку для того, чтобы уметь сопровождать детскую игру, не мешая ей, а вовремя и точно выявляя и замечая ее ключевые характеристики, помогая ребенку осмыслить то, что происходит в его душе, что его беспокоит. Наблюдение за детской игрой и небольшое участие в ней дает бесценный материал для того, чтобы сделать выводы о проблемах развития ребенка, а также о путях его выздоровления. Фактически детская игра в процессе аналитической психотерапии — это живое воплощение трансформации и созревания личности.
Детский психотерапевт рассматривает игровые действия ребенка так, как если бы это были высказывания взрослого. В конце концов, и то, и другое — это выражения внутреннего мира человек, слепок того, что он чувствует здесь и сейчас, отображение живых настоящих эмоций. Игра в таких условиях задает рамки, в которых активизируются естественные силы психики, способные ее самоисцелять и гармонизировать.
По выражению детского психотерапевта М.И. Прилуцкой, задача детского психотерапевта — «развить способность быть с ребёнком в его переживаниях, дать возможность ребёнку осознать смысл его реакций в той или иной ситуации, чтобы ребёнок смог изменить привычный способ реагирования. Этому не могут научить ни высшие учебные заведения, ни учебники, требуется практическое обучение.»

 

Что такое бессознательное

Есть традиция называть эти невидимые самоисцеляющие силы психики термином «бессознательное» — то есть нечто в душе, что действует и живет, но не достигает сознательного уровня. В качестве аналогии можно привести физиологические процессы, которые постоянно происходят в нашем организме, но мы их не осознаем, пока у нас что-то не заболело. Бессознательными могут быть чувства: например, нам сознательно человек кажется симпатичным, но в его присутствии у нас портится настроение — срабатывает бессознательная реакция страха.
Бессознательными могут быть целые отношения, например, между сотрудниками одного дружного коллектива могут бессознательно бушевать зависть, ревность или конкуренция, из-за чего все усилия сотрудников будут только запутывать все дела. Что-то подобное иногда происходит между братьями и сестрами, которые сами того не подозревая ревнуют родителей друг к другу и неосознанно проявляют зависть и даже ненависть — все это абсолютно естественные процессы, справиться с которыми можно в игровом пространстве. Все, что может быть выражено на уровне образов в игре, творчестве и сновидениях, освобождает психику от внутреннего напора и открывает путь к искренней и мирной коммуникации — обсуждению, договору, примирению.

Добавить комментарий