* Во-первых, о себе — да, о вас, о вашем беспокойстве, соображениях, вопросах и переживаниях. Ребенок не сам пришел к детскому психотерапевту, и раз вы сочли это необходимым, то прежде всего вам слово. Что именно вас беспокоит, как давно это происходит, и что подвигло прийти именно сейчас. Чего вы ждете и как себе представляете процесс детской психотерапии. Какие сложности есть лично у вас, возможно, не относящиеся к ребенку напрямую. Чем вы живете и в чем вам сложно как родителю — маме или папе.
А в остальном самый точный и общий ответ — о ребенке. Это значит говорить не о какой-то одной выделенной, заметной проблеме, а о сыне или дочери в целом, говорить о человеке. Отсюда вытекают все прочие возможные ответы:
* О его или ее личности — что за человек ваш ребенок? Тихий и покладистый или строптивый и неуправляемый. Задумчивый и творческий или человек дела и активности. Заведется и не остановишь или быстро утомляется и хочет побыть один. Что он любит, что любил раньше, а сейчас остыл. Что ест, чего терпеть не может, как и когда ложится спать и о чем просит перед сном, как спит и как пробуждается (в будни и выходные), рассказывает ли сны и какие. Какую предпочитает одежду, во что играет, чему учится и насколько усердно (из интереса или из-под палки). Нравится ли читать, заниматься спортом, общаться.
* Об отношениях — с кем у дочери или сына есть отношения и какие? Прежде всего, в семье: с кем самые доверительные отношения, кого уважает на расстоянии, а кого побаивается или не понимает. Бежит ли делиться всеми горестями и радостями или замкнут и чаще помалкивает и переваривает все в одиночку. Дружит ли с другими детьми и кого выбирает для ближнего круга, терпелив ли или задает свои правила дружбы, делится игрушками и книжками или приберегает свое от других. Боится ли сказать в лицо что думает или за словом в карман не полезет.
* О здоровье — с самой ваше беременности и его рождения. Были ли какие-то проблемы, как прошел внутриутробный период, как вы его ждали и чем занимались. Как прошли роды, хорошо ли ребенок сосал и как набирал вес, были ли какие-то ранние заболевания или травмы, ставили ли врачи какие-то диагнозы. Есть ли хронические заболевания или просто привычные частые недомогания, какое получает лечение и как его переносит. Обращались ли вы к врачам (или другим специалистам) с тем, с чем пришли к детскому психотерапевту — если педиатр, невропатолог или психиатр что-то сказали, то это тоже надо упомянуть.
* О семье — с кем живет ребенок и какова обстановка в доме? Состав семьи и его изменения (например, кто-то умер, родился или развелся и когда это произошло), отношения между всеми, личные сложности (финансовые, алкогольные и прочие) у взрослых или у братьев-сестер.
Длительная аналитическая детская психотерапия — это работа не с отдельным симптомом или проблемой, а с ребенком в целом, с ним как с человеком вообще. Такой подход позволяет не бороться напрямую с психической стихией, создавшей проблему, а сотрудничать с ее естественными целительными силами саморегуляции. Понятие сотрудничества важно и для взаимодействия родителей с детским психотерапевтом. Мы совместно трудимся над тем, чтобы психотерапия дала вашему ребенку и всей семье наилучший результат.