Наверняка вы обращали внимание, что если какая-то идея пришла вам в голову, то она уже какое-то время «варилась» у вас в голове и вот только сейчас сконцентрировалась, собралась, смогла осознаться и высказаться. Мы иногда даже говорим: «Я всегда это знал!», «Я давно об этом думала!», «Что-то такое уже вертелось…». Примерно таким образом некий внутренний процесс завершается сновидением. Правда, поскольку мы продолжаем жить и переживать, то процесс внутреннего осмысления продолжается и порождает все новые сновидения.
Так в мультфильме ежик из тумана сперва выхватывал лишь звуки и неясные пятна, в которых все более четко проступали силуэты и формы, и, наконец, становилось ясно: это лошадь. Или куст. Или сова. Или необычайной красоты старый дуб. И само переживание этого родившегося из тумана образа было очень важным приключением, как-то менявшим героя и его взгляд на мир.
В аналитической психологии сновидение понимают именно как непосредственное выражение ранее недоступных, «варящихся» где-то в глубине душевных содержаний, до поры прячущихся в тумане. Бессознательная туманная долина нашей души, та, что дает почву для наших идей и поступков, в сновидениях выражает себя напрямую. Как почва содержит в себе семена растений и дает им возможность прорастать на поверхность, так мы замечаем внутренние процессы только тогда, когда они дорастают до поверхности, обретают доступную сознанию форму. Эта форма — и есть сновидение.
В таком качестве сновидение работает как символ того, что в данный момент происходит в глубинах души, то есть концентрированная в образах формулировка происходящего в вашей душе. А для длительных процессов — очередная версия, проект, черновик итоговой формулировки в очередном приближении. Эскиз некоей общей картины жизни, зарисовка, схватывающая более или менее масштабный кусочек общего контекста, эпизод из некоего более длительного сюжета. Растение, выражающее суть лежавшего в почве зерна.
Чтобы ухватить особость такого понимания, его можно сравнить с психоаналитическим. Во фрейдовской парадигме сон — это шифр, прячущий за собой некое другое, истинное послание. И важен не сам сон, а то закамуфлированное желание, которое за ним прячется, на которое сон намекает и которое человек не решается за собой признать. В этом случае цель толкования сновидений — вывести сновидца на чистую воду, «уличить» его в скрытом желании, устроить ему очную ставку со своим сном-доносчиком. Результатом этого расследования должно быть признание и принятие такого тайного желания, а также облегчение и освобождение от неприятных невротических симптомов.
Такой подход бывает полезным, позволяя выйти наружу скрытым содержаниям, причинявшим боль. Но зачастую и ограничивает возможности знакомства со своей душой. Как если бы мы говорили о розе, что красивый цветок — это только видимость, а на самом деле это всего лишь грязный кривой корешок, сидящий в темной земле. Как если бы ежик из мультфильма понял, что страх тумана — лишь прикрытие для его агрессивных побуждений, желания сразиться с обитающими в тумане чудовищами, победить и поработить их. Возможно, это осознание помогло бы ему не бояться тумана и в следующий раз пройти по тем же местам с веселой песенкой на устах. Но, возможно, обесценило бы его опыт пребывания в тумане как опыт блуждания в неизвестности, столкновения со своими фантазиями, — например, с нуминозным переживанием чего-то великого и прекрасного, когда он со свечой входил под сень лесных деревьев, словно в храм.
В юнгианской парадигме сон — не ширма для «нехороших», вытесненных, запрещенных желаний, а самостоятельное и самоценное душевное событие. Оно не требует доказательства своей значимости и ценности, как не требует такового красота природы. И поэтому сон надо не отодвигать в сторону в поисках некоего истинного значения, а наоборот, следует внимательно рассмотреть его образы, прочувствовать настрой, который он сообщает нам, понять его внутреннюю логику, идею, смысл. Тогда мы поймем, что именно проросло навстречу нашему сознанию из глубоких источников души и как это дополняет нашу сознательную картину жизни в данный момент.
Отнестись к сновидению таким уважительным и заинтересованным образом нам мешает его непонятность. Порой сновидения озадачивают нас сильнее, чем любая детективная завязка, и кажется, что в этом абсурде смысла по определению быть не может. Но по словам Юнга, сон загадочен и непонятен лишь потому, что мы не знаем языка, которым он пользуется, и поэтому «оказываемся в положении француза на улицах Лондона, который убежден, что окружающие либо пытаются что-то скрыть от него, либо просто издеваются». Как понимать язык сновидений — об этом следующий раз.
Вы можете присылать мне свои вопросы и — разумеется — сновидения, которые вас впечатлили, озадачили, задели и которые вам хотелось бы как-то понять.
#В ответном письме я поделюсь своими соображениями о том, примерно в каких направлениях мог бы быть понят тот или иной сон, какие вопросы я задала бы вам в реальной психологической работе.
#В заметке на этом сайте на примере присланных вами снов я смогу для всех читателей пояснить отдельные моменты психологической работы со сновидениями в реальной практике.
Пишите: juliana.puchkova@gmail.com
* Пожалуйста, помечайте, не против ли вы публикации вашего сна (или цитат из него) с моим комментарием на этом сайте (разумеется, анонимно).
* Должна предупредить, что не консультирую по переписке или он-лайн. Поэтому если вас заинтересовала работа со сновидениями, мы можем договориться о личной встрече (мои контакты).
«Толкование сновидений» в Фейсбуке
К разделу «Толкование сновидений»
Также в этом разделе:
* Теневые образы в сновидениях
* С чего начать работу со сновидениями
* Контекст сновидения: серии снов, прошлые сны, чужие сны
* …
Символические образы в сновидении:
* Синий цвет
* Змея
* …
*****
См. также:
* Когда имеет смысл обратиться к психологу?
* В чем состоит моя работа, и чем личный психолог отличается от друга?
* В чем специфика моей работы, чему я предлагаю уделять больше внимания?
* Какова примерная тематика запросов, с которыми ко мне обращаются?
* Как воспользоваться психологическими услугами, чтобы это пошло вам на пользу? (ссылки на несколько заметок)
* Каковы этические рамки работы психолога?
* Частота, время и длительность встреч с психологом (сессий).
* Общая длительность психологической работы, ожидания, объективные ограничения… Так сколько времени нужно работать?
* Готовиться ли к встрече с психологом заранее (делать ли что-то между сессиями).
* О чем говорить во время встречи с психологом.
* «А насколько часто встречаются люди, которые проходят весь путь психотерапии от начала до конца и потом перестают вообще нуждаться в помощи специалиста? Много ли таких попадалось вам за время практики? И какой метод, на ваш взгляд, самый эффективный?» — спросил меня однажды знакомый.
* Как выбрать психолога? Критерии объективные, субъективные… Чему верить?
* Анонимность, конфиденциальность, тайна психологической помощи… А пожаловаться?