Многие мои коллеги, занимающиеся психотерапией и психоанализом, при введении карантинных мер столкнулись с необходимостью перевести работу в он-лайн. И мы сами, и наши клиенты / пациенты сейчас в большинстве случаев живут в изоляции и общаются по интернету из дома — работают, общаются с родным и друзьями, а также получают различные услуги. Школьники и студенты удаленно учатся, педагоги — учат, менеджеры совещаются, тренеры тренируют и т.д. И вовсе не все из них были знакомы с такой формой работы раньше, до изоляции по домам. Поэтому у многих возникают вопросы о том, как организовать такую работу по интернету и в чем ее специфика.
Для коллег-психологов, психотерапевтов, психоаналитиков я могу предложить супервизии по работе он-лайн, так как уже много лет провожу психологические консультации по интернету. В моем опыте это случаи, когда ко мне обращаются люди, живущие в других городах и странах, а также не имеющие физической возможности приходить на очные встречи в мой кабинет. Консультации проходят в рамках обычного моего расписания — в рабочие дни (с понедельника по четверг), в промежутке от 9 до 21 ч, длительностью 50 минут. Коллеги, обращающиеся за супервизией психотерапии он-лайн, также работают как со взрослыми, так и с подростками и детьми разного возраста. Супервизии я также провожу в виде консультации по интернету длительностью 50 минут.
Супервизия подразумевает обычный вид профессиональной помощи, когда один специалист консультирует другого в работе с конкретным клиническим случаем или по общим вопросам работы в том или ином виде — супервизия с обучающим, так сказать, уклоном. Особенно это актуально для начинающих психологов / аналитиков, у которых даже чаще возникают вопросы общего порядка, чем содержательные затруднения с определенными случаями.
Чаще всего на первый план выходят вопросы организационные — все, что связано с особенностями связи, сеттинга (рамочных правил работы: время, место, деньги, правила отмены и т.д.), этики в широком смысле и конфиденциальности в частности. Эти особенности, как и в очной работе, — не просто техническая сторона процесса психотерапии, а важнейший материал для анализа, содержательная феноменология, требующая включения в общую канву работы. Другая группа вопросов, беспокоящих психологов в интернете, — это сложности и особенности контакта, отличие сферы контакта в психологических консультациях в Скайпе / Зуме / Вотсапе от контакта в очных встречах, особая нагрузка на психолога в этой форме работы, а также проблема профессионального выгорания в ракурсе дистанционной работы психолога. Отдельно приходится говорить о трудностях, связанных с карантинными мерами, накладывающими большой отпечаток на все сферы жизни — и нашей, и наших клиентов, — в том числе на наш психотерапевтический процесс.
Все эти темы по своей сложности удваиваются, когда речь идет о психотерапии детей по интернету. Для родителей я написала небольшую статью «Детский психоанализ и COVID-19». А детские психологи сталкиваются со своими препятствиями. Это и более сложная организационная подготовка, и роль родителей, и работа без обычных принадлежностей психотерапевтического кабинета (игрушки, песочницы для Сэндплей-терапии), и ограниченная способность детей младшего возраста удерживать внимание в течение сессии, и отсутствие возможности для психолога контролировать терапевтическое пространство в сессии.
Взрослые люди несколько легче переходят на дистанционную психотерапию / анализ, так как имеют больше возможностей организовать для себя защищенное место и время, чтобы пообщаться со своими психологом. Им также нужны лишь некоторые ориентиры, чтобы справиться с этой вынужденной ситуацией и извлечь пользу из такой работы с психотерапевтом. Для взрослых клиентов у меня есть короткая памятка о том, как пользоваться психотерапией он-лайн.
Для коллег-психотерапевтов и аналитиков я предлагаю возможность обсудить их сложности работы по интернету в формате супервизии, — тоже он-лайн. Обычная консультация такого рода подразумевает конспективное представление клинического случая, желательно присланное в письменном виде заранее. Обязательно максимальное соблюдение анонимности, то есть исключение из материала любых деталей, указывающих на конкретных людей. Впрочем, это стандартное требование к супервизиям в психотерапии в соответствии с этическими принципами нашей профессии. О букве и духе супервизии я написала статью в журнал «Юнгианский анализ» (№1, 2010, опубликована на сайте Московской ассоциации аналитической психологии).
Записаться на супервизию психотерапии он-лайн: juliana.puchkova@gmail.com